График отключения горячей воды в округе
Вода - это жизнь. Источники чистой воды и ее значение для человека
Основные источники загрязнения воды:
Причин загрязнения достаточно много, и не всегда виной этому человеческий фактор. Природные катаклизмы также наносят вред чистым водоемам, нарушают экологическое равновесие.
Источниками загрязнения воды являются как природные факторы, так и человеческий фактор. При этом отметим, что человеческий фактор наносит наибольший урон в качестве многочисленных источников загрязнения воды.
Питьева́я вода́, вода (за исключением бутилированной питьевой воды), предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции [п. 18 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Закон № 416-ФЗ)].
Под питьевой водой понимается природная вода или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения либо находящаяся в ёмкостях, либо бутилированная вода, предназначенная для удовлетворения питьевых и иных бытовых нужд человека либо для производства пищевой продукции, предназначенной для её потребления человеком (МУ 2.6.1.1981-05. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов. Методические указания, утверждённые Роспотребнадзором 25 апреля 2005).
Основное требование, предъявляемое к питьевой воде, – это её качество. Питьевая вода признаётся качественной, если она отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки. При этом водоподготовка должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих её безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству питьевой воды приведены в пунктах 75–90 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3.
Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения обеспечивается организациями, осуществляющими указанное водоснабжение, а нецентрализованных систем холодного водоснабжения – лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем (части 1, 12 ст. 23 Закона № 416-ФЗ).
1. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:
1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров; 4) при сбросе в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и (или) сточных вод, запрещенных к сбросу;(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод. 2. В случае временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод по основаниям, указанным в части 1 настоящей статьи, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение одного дня со дня такого прекращения или ограничения уведомляет абонентов, орган местного самоуправления, а также:(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае прекращения или ограничения холодного водоснабжения;
3) организации, с которыми заключены договоры по транспортировке воды, договоры по транспортировке сточных вод, в случае прекращения или ограничения транспортировки воды и (или) сточных вод.
3. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) получения предписания или соответствующего решения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный экологический контроль (надзор), о выполнении мероприятий, направленных на обеспечение соответствия качества питьевой воды, горячей воды, состава и свойств сточных вод требованиям законодательства Российской Федерации;(в ред. Федерального закона от 25.12.2023 N 622-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения в три и более раза нормативов состава сточных вод (далее - неоднократное грубое превышение нормативов состава сточных вод) или превышения абонентом два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения показателей требований к составу и свойствам сточных вод, являющегося в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, грубым превышением (далее - неоднократное грубое превышение требований к составу и свойствам сточных вод);(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) отсутствия у абонента плана снижения сбросов, предусмотренного частью 4 статьи 30.1 настоящего Федерального закона, или неисполнения абонентом плана снижения сбросов либо отсутствия у абонента плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод или неисполнения абонентом указанного плана в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) аварийного состояния водопроводных и (или) канализационных сетей абонента или организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей;6) проведения работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства заявителей;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) проведения планово-предупредительного ремонта; 8) наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более; 9) воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений. 4. В случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения. 5. В случаях, предусмотренных пунктом 5 части 1, пунктами 2 - 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения. 6. В случае, если в течение 60 дней со дня прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения по причинам, предусмотренным пунктом 5 части 1, пунктами 4, 8 и 9 части 3 настоящей статьи, абонент не устранил указанных причин, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоснабжения и (или) водоотведения в одностороннем порядке. 7. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от исполнения договора водоотведения в одностороннем порядке в случае неоднократного грубого превышения нормативов состава сточных вод или неоднократного грубого превышения требований к составу и свойствам сточных вод.(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, собственников и пользователей жилых домов, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, заключенных с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, жилых домов, устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.9. Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
10. В случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 1, пунктах 1, 5 - 7 части 3 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Отключение водоснабжения: основания и процедура
В данной статье предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- понятие «отключения» коммунальной услуги;
- случаи отключения водоснабжения;
- должна ли управляющая компания уведомлять об отключении водоснабжения;
- в какой срок следует сообщать об отключении водоснабжения;
- уведомление должника об отключении водоснабжения;
- отключение водоснабжения без уведомления;
- допустимая продолжительность отключения водоснабжения;
- куда обратиться, если отключили воду без предупреждения?
Понятие «отключения» коммунальной услуги
Законодателем используются понятия ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги.
Случаи, порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальных услуг установлен в разделе XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства России от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила).
Под ограничением предоставления коммунальной услуги понимается ситуация при которой исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 114 Правил).
Случаи отключения водоснабжения
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) временное отключение водоснабжения в жилых домах допускается в следующих случаях:
- аварии на водоснабжающих и отводящих системах и ликвидация их последствий;
- при существенном ухудшении качества воды, выявленных в ходе замера проб санитарно-эпидемиологической службой;
- для организации тушения пожаров, когда требуется увеличить подачу воды;
- при сбросе в систему водоотведения запрещенных к сбросу веществ (например, бензина, керосина, радиоактивных компонентов, кислот, щелочей);
- когда представителям организации, ответственной за водоотведение, ограничивают допуск для взятия проб к канализационным колодцам.
В соответствии с пунктом 117 Правил к плановым случаям отключения воды отнесены:
- неполная оплата потребителем коммунальной услуги, а именно наличия у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления;
- проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Должна ли управляющая компания уведомлять об отключении водоснабжения и в какой срок?
При возникновении указанных случаев, влекущих прекращение подачи холодной, горячей воды в дома, ресурсоснабжающая организация в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 416-ФЗ обязана известить об этом:
- абонентов;
- орган местного самоуправления;
- санитарно-эпидемиологическую службу территории;
- орган исполнительной власти по части пожарной безопасности;
- организации, с которыми оформлены договоры по транспортировке воды и стоков.
Оповещение происходит в первые сутки, когда возникла необходимость в отключении.
В соответствии с Правилами в обязанности исполнителя (управляющей компании), в том числе входит информирование потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва (пп. «н» пункта 31 Правил). Также исполнитель (управляющая компания) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (пп. «б» пункта 117 Правил).
Об отсутствии воды и причинах в обязательном порядке извещаются управляющей компанией, в чьем ведомстве находятся дома, попадающие под отключение. Они обязаны разместить соответствующие объявления на информационных досках, а также сообщать актуальные сведения обратившимся по телефонам диспетчерской службы управляющей компании (номера можно найти в квитанции).
Уведомление должника об отключении водоснабжения
Исполнитель (управляющая компания) может ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, когда существует наличие факта неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.
Согласно Правилам установлен следующий порядок уведомления должника.
1. Исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
При этом уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов:
- вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
- направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;
- иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети «Интернет».
Как отмечает Минстрой России в своем письме от 12 ноября 2020 г. № 45451-ОЛ/06, предупреждение (уведомление), включенное в платежный документ, считается доставленным потребителю-должнику с даты направления исполнителем платежного документа и не требует подтверждения факта вручения потребителю или ознакомления потребителя с его содержанием.
2. Если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги.
3. Если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Отключение водоснабжения без уведомления
Теперь определимся, когда ограничение или приостановление водоснабжения возможно без уведомления.
Пункт 115 Правил указывает, что исполнитель (управляющая компания) ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг (в т.ч. водоснабжения) без предварительного уведомления потребителя в случае:
- возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
- возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий – с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
- выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;
- использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения;
- получения исполнителем предписания соответствующего органа о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, – со дня, указанного в документе соответствующего органа.
При этом при возникновении первых двух случаев исполнитель (управляющая компания) обязан зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Продолжительность перерыва подачи воды
Законодателем установлена допустимая продолжительность перерыва подачи холодной и горячей воды:
· на 8 часов совокупно в месяц допускается отключение пользователей ввиду аварии;
· за один раз останавливается водоснабжение не более чем на 4 часа;
· горячую воду могут перестать подавать при аварии на тупиковой магистрали на 24 часа подряд.
Куда обратиться, если отключили воду без предупреждения?
Если отключили воду без соответствующего предупреждения, то узнать причины и сроки такого отключения вы можете посредством телефонного звонка или направления письменного запроса в управляющую компанию, а также гарантирующему поставщику коммунальной услуги.

Требования законодательства при плановом отключении коммунальной услуги по горячему водоснабжению
Порядок предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с Правилами № 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а исполнитель в свою очередь обязуется предоставлять услугу качественно и соответствующую обязательным требованиям.
Пунктом 31 Правил № 354 установлена обязанность исполнителя информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва.
Приложением № 1 к Правилам № 354 определены нормативы предоставляемых потребителям услуг по горячему водоснабжению, а также допустимые нормы отклонения от нормативных требований и размеры уменьшения платы коммунальных услуг за превышение допустимых норм.
Так, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет:
- 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца,
- 4 часа единовременно,
- при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
В соответствии с п. 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Правилами № 354.
При ненадлежащем оказании коммунальных услуг потребителям следует обратиться к поставщику коммунальных услуг – это может быть ресурсоснабжающая организация либо управляющая компания. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги можно передать письменно в форме заявления или устно, оно должно быть зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой организации. В течение двух часов с момента получения обращения её сотрудники обязаны провести обследование жилого помещения и произвести соответствующие замеры, результаты которых должны быть занесены в специальный акт установленного образца. Он составляется в нескольких экземплярах по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, один из актов передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя. Акт, свидетельствующий о некачественном оказании услуг потребителю, является основанием для проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги.
Памятка при отключении холодного водоснабжения
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Отдел управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N П48-81934 рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 98, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнитель, предоставивший потребителю коммунальную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно Приложению N 1 к Правилам продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения определялась до 1 марта 2021 г. в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.1.4.2496-09, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 было предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. СанПиН 2.1.4.2496-09 утратили силу с 1 марта 2021 года в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2.
В силу примечания к приложению N 1 к Правилам в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
При этом, в соответствии с пунктом 99 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги.
Обращаем внимание, что согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Основные показатели качества питьевой воды: нормативы CанПиН
Стандарты и требования к качеству питьевой воды
Вода, подаваемая сетью централизованного водоснабжения, делится на два вида: техническая и питьевая. Первая используется в технологических процессах заводов. Вторая поступает в жилые дома и пищевые предприятия. Требования для двух категорий воды различаются. Питьевая напрямую контактирует с человеком. Именно поэтому такая вода должна строго соответствовать всем установленным для неё нормативам.
Вода – главный канал для распространения заболеваний среди населения. Поэтому соблюдение требований при подготовке питьевой воды контролируется и проверяется постоянно, так как от ее качества зависит здоровье множества людей.
Критерии эпидемической безопасности воды
К данным критериям относятся следующие взаимосвязанные категории показателей:
- санитарно-микробиологические;
- санитарно-паразитологические;
- санитарно-химические.
Безопасность воды определяется по отсутствию в ней патогенных микроорганизмов. К сожалению, методика контроля эпидемических показателей сложна. Поэтому исследования проводят только при условии, что подозревается вспышка инфекционного заболевания, которое передается через воду, или создается другая неблагоприятная обстановка. Когда считается, что опасности нет, эпидемическая безопасность контролируется косвенно – по общему микробному числу и содержанию санитарно-показательных микроорганизмов.
Первый показатель оценивает общую массу бактериального загрязнения жидкости. Второй показатель позволяет, например, при исследовании количества бактерий группы кишечных палочек, оценить наличие несанкционированного слива в водный источник бытовых сточных вод фекального загрязнения.
Нормативы качества питьевой воды
Для поддержания правильного состава питьевой воды на достаточном уровне еще с восьмидесятых годов прошлого века активно используется ряд требований, описанных в нормативных документах.
Важный факт: существуют различные виды питьевой воды, например, бутилированная и минеральная, и для каждого вида есть свои дополнительные правила.
Основой для современных требований к качеству питьевой воды является ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», который на данный момент не действует. ГОСТ гласит, что безопасность воды должна устанавливаться на основе трех критериев:
- органолептические свойства;
- эпидемические свойства;
- химический состав.
Гигиенические требования к составу воды также устанавливают нормативные величины следующих показателей:
- водородного показателя;
- жесткости;
- остатка сухого вещества;
- содержания ПАВ и АПАВ.
Требования к качеству воды предъявляются не только к услугам водоканала, но и к оборотному водоснабжению предприятий или нецентрализованному водоснабжению населения (например, если вода из скважины на даче применяется на кухне).
Контроль качества питьевой воды
Так как эта вода напрямую потребляется человеком и может влиять на его здоровье и самочувствие, к контролю её состава относятся серьезно. За проверку выполнения требований по качеству воды отвечают санитарно-эпидемиологические службы, проводящие исследования в подведомственных лабораториях.
Как проверить качество воды, можно узнать из соответствующего руководства. Методика контроля состава регламентирована ГОСТом под номером 51232-98. Проверить качество питьевой воды в домашних условиях достаточно тяжело. Без специального оборудования можно ориентироваться только на цвет, запах и мутность воды. Для бытового пользования также можно приобрести компактные анализаторы загрязняющих веществ, однако в случае подозрения на низкое качество воды проще отобрать пробу и отдать ее на анализ в лабораторию.
На какие параметры качества питьевой воды нужно обратить внимание?
Какой должна быть питьевая вода?
В первую очередь, питьевая вода не должна иметь какого-либо привкуса или нехарактерного запаха. Важнейшими критериями также является радиационная, эпидемическая, химическая, бактериологическая безопасность, которые являются основой как физико-химических, так и органолептических качеств.
Качество питьевой воды должно соответствовать всем гигиеническим нормам на всех этапах, начиная от добычи, и заканчивая употреблением. Питьевую воду можно употреблять только в том случае, если она «проходит» по следующим обязательным критериям:
- содержание химических веществ, соответствие состава процентному соотношению согласно нормативным документам;
- отсутствие вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде при очистке в системе водоснабжения;
- общие показатели и уровни вредных химических веществ, их допустимая концентрация и прочие факторы.
Если рассматривать эпидемиологические маркеры безопасности питьевой воды, необходимо обратить внимание на ряд микробиологических показателей. Полезные органолептические свойства воды определяется соблюдением нормативов, а также содержанием веществ, влияющих на органолептические свойства воды.
Как определяются критерии качества воды?
Вода необходима нам для жизни. Независимо от того, как мы относимся к чаю, кофе, лимонаду, алкоголю, в день мы выпиваем хотя бы литр простой, негазированной воды. При этом и все вышеперечисленные напитки без нее приготовить невозможно. Следовательно, оценка качества воды − насущный вопрос. Давайте постараемся разобраться, как определить, безопасна ли она, и какими критериями руководствоваться в определении качества воды питьевой и не только.
Если говорить о критериях оценки качества воды, то главным документом, устанавливающим нормы, является СанПиН 2.1.4.1074-01. В нем прописан целый ряд предельно допустимых концентраций (ПДК), показателей. Проведя анализ воды, ученые могут выявить проблемы и обезопасить ее, сделав пригодной для питья и приготовления пищи. Согласно санитарным требованиям, питьевая вода, в том числе и водопроводная, должна быть:
- безопасной в эпидемиологическом, радиационном плане;
- иметь соответствующий нормам химический состав и органолептические характеристики.
Органолептические свойства в критериях качества воды
Под органолептическими свойствами понимают вкус, цвет, запах и мутность.
По вкусовым качествам вода может быть сладкой, соленой, горькой или кислой. Также ученые выделяют привкусы (щелочной, металлический и др.). Интенсивность вкуса определяется для воды температурой 20 °С.
Оценивается данный показатель по пятибалльной шкале:
0: вода абсолютно безвкусная.
1: заметен очень слабый, практически неуловимый вкус.
2: вода имеет слабый вкус. В норме, показатель должен быть от 0 до 2 баллов.
3: заметный вкус или привкус.
4: отчетливый, достаточно сильный вкус.
5: очень сильный вкус. Такую воду невозможно пить или употреблять для приготовления пищи.
Такая характеристика, как мутность, говорит о присутствии в воде нерастворимых или коллоидных веществ, которые снижают ее прозрачность. Они могут быть неорганического происхождения (железо, глина) или органического (микроорганизмы, нефтепродукты, ил). Если вода мутная, это обязательно должно вызвать опасения у потребителей. Дело в том, что чаще всего это обусловлено повышенным содержанием в ней железа. В такой воде:
- активнее размножаются бактерии
- уничтожить вредоносные микроорганизмы при обеззараживании значительно сложнее.
Ученые определяют мутность воды фотометрическим способом. Для этого жидкость просвечивают и определяют интенсивность прохождения через нее света. Данный показатель сравнивают с эталонным, измеряют в единицах мутности по формазину (ЕМФ) или в мг/л по каолину. По нормам СанПиН, мутность пригодной для питья воды не должна превышать:
- 2,6 (3,5) ЕМФ
- 1,5 (2,0) мл/л.
Неприятный запах воды вызывает попадание в нее пахнущих веществ. Чтобы оценить запах воды, ее нагревают до температуры в 20 °С и выставляют оценку по пятибалльной шкале:
0: полное отсутствие какого-либо запаха.
1: очень слабый, практически неуловимый запах.
2: достаточно слабый запах, который можно заметить, только если специально обращать внимание на то, чем пахнет вода.
3: заметный запах, который вызывает настороженность у потребителей.
4: сильный запах, сразу же ощутимый потребителями.
5: очень сильный запах. Один из критериев существенного ухудшения качества питьевой воды. Она непригодна для питья и приготовления пищи.
Согласно требованиям СанПиН, пригодная для питья вода должна иметь запах, не превышающий 2-х баллов. Обратите внимание, что чистая качественная вода ничем не пахнет. Наличие неприятного аромата говорит о присутствии примесей − это могут быть минералы, газы, органика или даже бактерии. Например, запах у воды из подземных источников, таких как родники, скважины или колодцы, чаще всего объясняется повышенным содержанием аммиака, сероводорода или железа.
В большинстве случаев неприятный запах в питьевой воде, подающейся в квартиры, вызван:
- Наличием в ней сероводорода. Он образуется из-за разложения органических веществ естественного происхождения, а также веществ, попавших в источники со сточными водами. Важно помнить, что сероводород токсичен. Если вы заметили, что у воды резкий, отталкивающий запах тухлого яйца, значит, она сильно загрязнена и в ней присутствуют анаэробные бактерии. Ее ни в коем случае нельзя использовать ни для питья, ни для приготовления еды. Специалисты советуют отказаться от ее применения даже в технических и бытовых целях.
- Хлором. Он объясняется тем, что воду очищают содержащими хлор реагентами. А вот воду, которая отдает нефтепродуктами, пить уже нельзя − такой запах свидетельствует о загрязнении промышленными отходами. Наконец, вода из артезианских скважин может иметь кисловатый запах, свидетельствующий о повышенном содержании железа.
Цветность − характеристика, которая свидетельствует о наличии в воде органических соединений, трехвалентного железа, примесей из грунтов, а также сточных вод и гуминовых веществ. Последние появляются в результате гниения растений и придают жидкости бежевый, желтый или коричневый оттенок.
Цветность измеряется в градусах платино-кобальтовой шкалы. Ученые сравнивают исследуемую жидкость с эталонным раствором, который повторяет цвет природной воды. Шкала цветности имеет градацию от нуля до четырнадцати.
Предельно допустимые концентрации и другие важные критерии качества воды
Ученые исследуют воду при помощи различных методов качественного и количественного анализа. Чтобы оценить количество примесей, используют понятие предельно допустимых концентраций.
Среди ключевых критериев чистоты воды выделяют:
- Жесткость (характеристика, зависящая от концентрации в воде магния и кальция).
- Уровень рН (водородный показатель, характеризующий кислотные и щелочные свойства воды).
- Бактериологические показатели.
- Минерализация воды (сухой остаток).
Чтобы определить, насколько вода загрязнена органическими веществами, ученые делают пробу БПК (биохимическая потребность в кислороде). Чтобы провести такой анализ, необходимо около пяти дней:
- Первоначально исследуемую жидкость разбавляют дистиллированной водой, насыщенной воздухом, и вычисляют, сколько растворенного кислорода содержится в данной смеси. Затем полученный раствор выдерживается при температуре 20 °С около 120 часов.
- Осуществляем проверку. Вычисляем, какое количество растворенного кислорода понадобилось, чтобы разложить все биоорганические отходы. Такой анализ называется БПК-5. Согласно нормативам СанПиН, БПК-5 у качественной воды не должен быть выше 1,5 млн долей кислорода. Чтобы оценить эту цифру, достаточно сказать, что у неочищенной воды из канализации БПК-5 равен в среднем 400 млн долей кислорода.
Параметр рН показывает, насколько хорошо в воде растворяются различные вещества, а также уровень токсичности. Эту характеристику важно знать, чтобы определить оптимальный способ очистки воды. Если она качественная, то водородный показатель равен 6-9. Если значение низкое, то коррозионная активность воды усилена, а значит, она небезопасна для металлических предметов. Вода с высоким уровнем рН вредна, поскольку способствует образованию отложений железа и имеет повышенную жесткость.
- рН меньше 7: вода кислая;
- рН находится в районе 7: вода нейтральная;
- рН больше 7: вода щелочная.
Содержание катионов кальция и магния в воде характеризуется таким показателем, как жесткость. Методика ее определения достаточно сложна и подробно расписана в ГОСТах для питьевой воды. Максимально допустимое значение − 7 мг-экв/л, однако для хозяйственных нужд и приготовления пищи желательно использовать воду, жесткость которой находится в пределах 2-3 мг-экв/л. Чтобы без сложной экспертизы определить, не слишком ли высокая у воды жесткость, обратите внимание, не горчит ли она, хорошо ли вспенивается мыло и не появляется ли на чайнике сильная накипь.
Всем известно, что микроэлементы полезны для здоровья:
- кальций укрепляет кости и способствует хорошему свертыванию крови;
- магний снижает уровень холестерина и оказывает благотворное влияние на нервную систему.
Повышенная концентрация кальция и магния вредна для здоровья. Они входят в критерии существенного ухудшения качества питьевой воды и могут привести к опасным болезням, в том числе заболеваниям сердечно-сосудистой системы и отравлению организма токсинами. Если говорить о столице и Московской области, то повышенная жесткость является общеизвестной проблемой.
Минерализация воды − это показатель, который информирует о растворенных в ней веществах. Нормативные характеристики − между 100 мг/л и 1000 мг/л.
- Железо: предельно допустимая концентрация − 0,3 мг/дм3. Этот элемент поддерживает кровеносную систему, его дефицит приводит к анемии. Однако повышенные концентрации могут стать причиной аллергических заболеваний, болезней сердца и печени. Понять, что в ПДК железа превышена, помогут илистые разрастания в водопроводных трубах.
- Марганец: предельно допустимая концентрация − 0,1 мг/л. Этот элемент часто можно встретить в воде вместе с железом. Именно марганец делает воду мутной и выпадает в осадок черного цвета. Употребление воды с повышенным содержанием этого элемента может привести к заболеваниям нервной и эндокринной систем, поджелудочной железы и даже появлению рака.
- Фториды: предельно допустимая концентрация − 1,5 мг/л. Фтор необходим для зубов и костей, его избыток может привести к флюорозу. Именно поэтому в некоторых штатах США, где наблюдается недостаток фтора в почве и воде, производится централизованное фторирование воды.
- Натрий и калий. Первый поддерживает в воде кислотно-щелочной баланс, который требуется для водного обмена. Калий важен для сердечно-сосудистой деятельности. В то же время вода, содержание натрия в которой слишком высоко, может вызвать проблемы у людей с высоким давлением.
- Хлориды: предельно допустимая концентрация в питьевой воде − 350 мг/л. Соли соляной кислоты присутствуют практически в любом источнике. Они способствуют удержанию микроэлементов в организме и выполняют роль антисептика. Однако вода с большим содержанием хлорида натрия может повредить оборудованию и не очень приятна на вкус, поскольку слишком соленая.
Чтобы проверить воду на бактериальную зараженность, ее проверяют на колиформные бактерии, которые обычно попадают в источники вместе с фекальными стоками. Чистая вода не должна содержать ни цист лямблий, ни колиформных бактерий.
Стандарты питьевой воды
Справочник организаций
Почему отключают горячую воду?
Завершился отопительный сезон, впереди плановое отключение горячей воды. В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории и нахождением жителей на «самоизоляции», горячее водоснабжение в регионе не будут отключать до 01.07.2020.
По поручению Губернатора прорабатывается вопрос о сокращении сроков с 14 до 10 дней. Подобный опыт работы уже имеется. В этом году всего на 10 дней будет отключено горячее водоснабжение в городских округах. «Разрешение возможных проблем жителей при отключении горячего водоснабжения во время самоизоляции - это первоочередная задача, которую необходимо решить после завершения отопительного сезона, - сказал министр энергетики. - Плановые отключения необходимы для повышения качества и надежности горячего водоснабжения в отопительный сезон. Необходимо привести в надлежащее качество трубопроводы и провести модернизацию оборудования. Просьба к жителям с пониманием отнестись к работе энергетиков».
Завершился отопительный сезон, впереди плановое отключение горячей воды. В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории и нахождением жителей на «самоизоляции», горячее водоснабжение в регионе не будут отключать до 01.07.2020.
По поручению Губернатора прорабатывается вопрос о сокращении сроков с 14 до 10 дней. Подобный опыт работы уже имеется. В этом году всего на 10 дней будет отключено горячее водоснабжение в городских округах. «Разрешение возможных проблем жителей при отключении горячего водоснабжения во время самоизоляции - это первоочередная задача, которую необходимо решить после завершения отопительного сезона, - сказал министр энергетики. - Плановые отключения необходимы для повышения качества и надежности горячего водоснабжения в отопительный сезон. Необходимо привести в надлежащее качество трубопроводы и провести модернизацию оборудования. Просьба к жителям с пониманием отнестись к работе энергетиков».
Завершился отопительный сезон, впереди плановое отключение горячей воды. В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории и нахождением жителей на «самоизоляции», горячее водоснабжение в регионе не будут отключать до 01.07.2020.
По поручению Губернатора прорабатывается вопрос о сокращении сроков с 14 до 10 дней. Подобный опыт работы уже имеется. В этом году всего на 10 дней будет отключено горячее водоснабжение в городских округах. «Разрешение возможных проблем жителей при отключении горячего водоснабжения во время самоизоляции - это первоочередная задача, которую необходимо решить после завершения отопительного сезона, - сказал министр энергетики. - Плановые отключения необходимы для повышения качества и надежности горячего водоснабжения в отопительный сезон. Необходимо привести в надлежащее качество трубопроводы и провести модернизацию оборудования. Просьба к жителям с пониманием отнестись к работе энергетиков».
Как оплачивается горячее водоснабжение в период отключения
Позвоните по контактным телефонам, указанным на странице - попробуйте связаться со своей управляющей компанией или с теплоснабающей организацией. Для защиты своих прав Вы можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию, органы прокуратуры РФ или в суд.
Завершился отопительный сезон, впереди плановое отключение горячей воды. В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории и нахождением жителей на «самоизоляции», горячее водоснабжение в регионе не будут отключать до 01.07.2020.
По поручению Губернатора прорабатывается вопрос о сокращении сроков с 14 до 10 дней. Подобный опыт работы уже имеется. В этом году всего на 10 дней будет отключено горячее водоснабжение в городских округах. «Разрешение возможных проблем жителей при отключении горячего водоснабжения во время самоизоляции - это первоочередная задача, которую необходимо решить после завершения отопительного сезона, - сказал министр энергетики. - Плановые отключения необходимы для повышения качества и надежности горячего водоснабжения в отопительный сезон. Необходимо привести в надлежащее качество трубопроводы и провести модернизацию оборудования. Просьба к жителям с пониманием отнестись к работе энергетиков».
Завершился отопительный сезон, впереди плановое отключение горячей воды. В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 на территории и нахождением жителей на «самоизоляции», горячее водоснабжение в регионе не будут отключать до 01.07.2020.
По поручению Губернатора прорабатывается вопрос о сокращении сроков с 14 до 10 дней. Подобный опыт работы уже имеется. В этом году всего на 10 дней будет отключено горячее водоснабжение в городских округах. «Разрешение возможных проблем жителей при отключении горячего водоснабжения во время самоизоляции - это первоочередная задача, которую необходимо решить после завершения отопительного сезона, - сказал министр энергетики. - Плановые отключения необходимы для повышения качества и надежности горячего водоснабжения в отопительный сезон. Необходимо привести в надлежащее качество трубопроводы и провести модернизацию оборудования. Просьба к жителям с пониманием отнестись к работе энергетиков».